«Дались мне эти горы, сидела бы дома, вязала носочки, что я тут не видела, зачем согласилась…» – Дарья Клещёва сетовала на себя, на мужа, ставшего локомотивом всей этой «эльбрусской эпопеи», но всё же шаг за шагом, медленно переставляя палки-альпенштоки, двигалась к вершине. Каждый шаг на такой высоте давался с трудом. Не хватало кислорода, из-за чего сердце колотилось как сумасшедшее, быстро накапливалась усталость. Сознание, затуманенное высотой, всё настойчивее подсказывало развернуться и спуститься вниз, к безопасности. Но нужно было идти. Мысли сузились до одной: ставь ногу на следующий выступ, потом на следующий. А вокруг – только пронизывающий ветер, холод и безмолвие ледника…
До замужества Дарья не то что спортсменкой, даже просто тренированным человеком не была, ужасно, до дрожи в коленках, боялась высоты, любила наряжаться и носила обувь на каблуке. В целом – среднестатистическая жительница Магнитогорска. Отучилась в школе, поступила по совету мамы на стройфак МГТУ, который успешно окончила, и устроилась на работу в отдел кадров ММК, а затем – в Магнитогорский Гипромез. Знакомство с Ильёй, работником горно-обогатительного производства ММК, поменяло всё.
На первое свидание парень привёз Дашу в район Горного ущелья, как сам сказал – «на лёгкую прогулку». Даша, конечно, удивилась, её нарядные босоножки вовсе не предполагали лазанья по камням, но согласилась. Во вторую встречу, которая тоже состоялась где-то в глуши башкирских гор, Илья достал из багажника кроссовки: «Надевай…»
Вообще, если говорить откровенно, идея восхождения принадлежала не Илье. Это Дарья посмотрела художественный фильм про горы, снятый по реальным событиям, и была очарована высотной романтикой. Время от времени в шутку спрашивала мужа: «Когда поднимемся?» И доспрашивалась.
Илью эта тема зацепила, он стал интересоваться высокогорной подготовкой, читать книги о восхождениях, рассматривать разные виды снаряжения, одним словом, серьёзно погрузился в изучение вопроса. Супруги подолгу разговаривали про горы, обсуждали возможности и в один прекрасный момент приняли решение – идём на Эльбрус!
Проанализировав исходную информацию, а также свои физические и финансовые возможности, Клещёвы приняли решение идти самостоятельно, вне туристической группы, со знакомой семейной парой из Магнитогорска. Подготовка к восхождению заняла почти год. Ребята тренировались в спортзале, бегали, повышали выносливость, закупали необходимое снаряжение, удалённо изучали маршрут, читали отзывы покорителей Эльбруса и советы бывалых альпинистов. Вспоминая тот период, Дарья рассказывает, насколько тяжело он дался ей морально – она то была полна решимости, то ужасно боялась, начитавшись историй о трещинах в леднике и прочих «прелестях» высотных восхождений.
Но вот «час икс» настал. Прилетев в Минводы, компания будущих альпинистов докупила необходимое снаряжение и отправилась в путь. По правилам перед восхождением следует пройти акклиматизацию – привыкать к высоте следует постепенно, желательно не менее недели. Первые два дня прожили в посёлке Терскол, который расположен в юго-западной части Эльбрусского района, в десяти километрах к юго-востоку от подножия горы. Средние высоты на территории села – 2144 метра над уровнем моря. Каждый день совершали небольшие вылазки: поднялись на подъёмнике на гору Чегет (3769 метров над уровнем моря), сходили пешком на водопад «Девичьи косы», посетили заброшенную обсерваторию «Пик Терскол» (3127).
Дарья рассказывает, что красота этих мест просто лишает дара речи, хочется застыть и погрузиться в созерцание потрясающих видов, а за каждым поворотом горы открывается новый, ещё более ошеломительный пейзаж.
На третий день – очередное переселение вверх по склону, уже на высоту около 4000 метров. Дарья отмечает важный момент – все локации были выбраны и забронированы заранее, чтобы не было никаких неожиданностей: маршрут популярный и на базах может просто не быть свободных мест. В высокогорном приюте LeapRus путешественники должны были провести пару дней и выйти на штурм вершины. Однако горная болезнь внесла коррективы – у спутницы из Магнитогорска ухудшилось самочувствие, появились серьёзные отёки, они вместе с мужем были вынуждены прервать восхождение и отправиться вниз, к подножию горы, на восстановление. Компания распалась, но Даша и Илья были полны решимости подняться на вершину при любом раскладе. Разумеется, могла помешать погода – и в этом случае ничего нельзя было бы поделать. От волнения Даша выходила из домика, вставала перед горой и разговаривала с Эльбрусом, просила его пропустить их на вершину.
Выход был запланирован на полпервого ночи. Вооружившись необходимым снаряжением и термосом с горячим чаем, Клещёвы двинулись в путь. Они не были одиноки на маршруте – это достаточно популярное направление, ежедневно при благоприятных условиях на Эльбрус поднимаются несколько десятков человек.
Процесс восхождения сложный как физически, так и морально – от нехватки кислорода сознание мутнеет, каждый шаг даётся с неимоверным усилием.
Но сдаваться, когда уже столько прошли, не в духе семьи Клещёвых. И, затратив на штурм около десяти часов, прекрасным майским утром Дарья и Илья поднялись на Эльбрус!
Дарья рассказывает: главной эмоцией на тот момент был не восторг, а дикое облегчение – больше не надо подниматься, теперь только вниз! Большим удивлением было увидеть на вершине горы знакомые лица – магнитогорцы из федерации альпинизма тоже оказались в этот день на Эльбрусе.
Однако надолго задерживаться на вершине нельзя – от нехватки кислорода силы таяли с каждой минутой, начался не менее изматывающий спуск. Который, впрочем, длился меньше, чем подъём – через шесть часов ребята уже были на базе, откуда спустились к подножию горы. Сидя в кабинке фуникулёра, Дарья, вымотанная до предела, думала: «Сходила – и хорошо, но больше ни шагу в горы». Путешествие окончилось.
И Даша действительно так считала. Какое-то время. После чего Клещёвы … начали готовиться к очередному восхождению – теперь на Казбек. И оно спустя год состоялось! Судя по всему, Илью и Дарью горная болезнь стороной не обошла – поразила обоих в самое сердце. Сегодня пара грезит Килиманджаро – прямо сейчас кажется, что это невозможно – не хватит ни сил, ни денег, но на то она и мечта – чтобы исполнить, нужно отчаянно постараться!
Физическая усталость, холод, страх высоты показывают человека таким, каков он есть. Те, кто не единожды поднимались к вершине, говорят, что горы – идеальный «полигон» для встречи со своими пределами. Преодолевая себя, человек переживает опыт подлинной силы и устойчивости. Это формирует глубокую, непоколебимую уверенность на всю жизнь: «Я смог тогда – смогу и сейчас».
Галина Смирнова
